Thursday, November 17, 2011

Как зарождалась Кремниевая долина?

Начнём с зарождения индустрии в 1940-х годах. Возникновение Долины в Калифорнии обычно объясняют тремя фактами: умными и образованными людьми, погодой и богатыми инвестороми. Все три фактора каким-то чудом сошлись в одном месте и создали почву для роста инноваций. К этим причинам часто добавляют государственную помощь и военные заказы. Разберёмся, сколько в этих фактах правды и сколько домыслов.

Погода здесь и вправду замечательная. Кремниевая долина расположена между двух невысоких гряд гор в Северной Калифорнии, близко от океана. Там не холодно и не жарко, а летом практически безоблачно. Тут можно одновременно серфить в океанском прибое, загорать на пляже и кататься на горных лыжах. Все в пределах 3 часов езды на машине.

Большое количество умных и образованных людей, которое основатель Apple Стив Джобс считает основополагающим в появлении Долины, — тоже факт. Даже не углубляясь в статистику — в каком городе больше всего нобелевских лауреатов на душу населения и какой университет лидирует по количеству научных работ или степени цитируемости, — легко заметить, что во всех таких списках непременно будут фигурировать два всемирно известных университета: Стэнфордский (Stanford University) и Университет Беркли (University of California, Berkeley). Оба университета были в списках самых-самых и 60—70 лет тому назад.

Миф про богатых людей, которые любят селиться в Кремниевой долине и инвестировать в инновационные идеи, тоже имеет под собой основание. Живописная природа, уникальная архитектура Сан-Франциско и окрестностей, гремучий сплав культур из-за активного притока иммигрантов в Калифорнию всегда были привлекательны для людей с деньгами.

Не стоит забывать, что исторически Сан-Франциско был одним из финансовых центров США. Здесь родились такие банковские монстры, как Bank of America и Wells Fargo. Жить в Сан-Франциско и области Залива было престижно и раньше.

В появлении Долины сыграло огромную роль, конечно, и государство с его военными заказами. Университет Беркли был одним из главных центров разработки ядерной бомбы в 1940-х. Отец ядерной программы Роберт Опенгеймер был профессором Беркли, а радиологическая лаборатория Эрнеста Лоуренса стала основой для создания центров разработки ядерного оружия в Лос-Аламосе и Ливерморе.

Университет до сих пор является куратором обеих лабораторий, а Ливерморский центр носит имя его основателя Эрнеста Лоуренса. Эдвард Теллер, отец американской водородной бомбы, также был профессором физики в Беркли. Участие в ядерной программе стало золотой жилой для университета, открыло новые области в науке и технике, привлекло огромное количество ученых для работы в университете и повысило престижность учебы и работы в этом заведении.

Стэнфордский университет поначалу не был столь же удачлив по части военных программ Второй мировой войны. Стэнфорд — частный университет, а Беркли — государственный. Поэтому приоритет участия в военных проектах всегда отдавался Беркли. «Звёздный час» для Стэнфорда наступил в 1951 году, когда в него вернулся работавший в университете до войны Фредерик Термэн, который стал деканом инженерного факультета.

Во время войны Термэн возглавлял большую лабораторию противолокационной борьбы в Гарвардском университете. Под его руководством работало 850 человек. Лаборатория разработала устройства, позволяющие детектировать облучение самолетов союзников локаторами немецкой ПВО. В ответ бомбардировщики выбрасывали ленты из фольги, создавая радиопомехи. Такая технология стала первым средством борьбы с ПВО, получившим массовое внедрение в авиации.

После возвращения в Стэнфорд Термэна его работа над военных проектами в этой же сфере продолжилась. Многие проекты были надолго засекречены, и общественность узнала о них только после окончания холодной войны. Университет разработал средства радиоразведки запуска советских баллистических ракет, системы анализа сигналов наземных и воздушных радаров. Шпионские самолёты U2 и SR-71, часто нарушавшие границы СССР и стран Варшавского договора, несли на своём борту оборудование, разработанное в лабораториях Стэнфорда.

 

Аллея в Стэнфордском Университете

Всё, что было нужно для появления долины, действительно было в районе залива: погода, деньги, люди и господдержка в виде военных заказов. Но этого на самом деле было бы мало.

Восточное и западное побережье США отличаются не только географически. Исторически сложилось, что Восток был более консервативным, а Запад — более либеральным. Стереотипный Восток — это заводы, биржи, банки, люди, работающие восемь часов от звонка до звонка и безукоснительно соблюдающие дресс-код. Запад, в противоположность Востоку, — это Голливуд, хиппи, свобода в искусстве, шлепанцы и шорты на рабочем месте в порядке вещей.

Кремниевая долина расположена в непосредственной близости от Сан-Франциско, самого либерального города в США, города художников и поэтов, города протеста, свободы, пацифизма, альтернативной культуры и секс-меньшинств.

Сан-Франциско. XIX век на фоне небоскребов

 

В 1930—1940-х годах Беркли и Стэнфорд уже производили умных людей. Местные университеты находились в расцвете, но лучшие инженеры, воспитанные в их стенах, после окончания университета устремлялись на Восток — в Нью-Йорк, Бостон, Чикаго, Детройт, туда, где была работа, деньги и развивались технологии. Сан-Франциско не ассоциировался тогда с высокими технологиями. В лучшем случае молодой инженер мог переехать на юг Калифорнии в Лос-Анджелес, где тогда зарождался военно-промышленный монстр западного побережья.

Одним из тех, кто решил заинтересовать молодые таланты остаться в Стэнфорде и его окрестностях, и был Фредерик Термэн, гению которого часто приписывают идею создания Долины. Тэрмен понимал, что университетская молодежь — это генератор интересных идей, они креативны и готовы воплотить свои идеи в жизнь. И им не хватает им только одного — возможности создать бизнес, который будет приносить деньги. Грубо говоря, материального стимула.

Термэн разрешил сотрудникам и студентам забирать разработки, сделанные ими во время учебы или работы в университете, безвозмездно. Сам Фредерик помогал молодым предпринимателям организовывать частные фирмы, искать инвесторов и клиентов. Университет даже делился своими клиентами и контрактами. Именно тогда, в 1939 году, была основана знаменитая компания Hewlett-Packard. Термэн был научным руководителем Билла Хьюлетта и Дейва Паккарда. Он же был советником Билла и Дейва, когда они организовывали компанию, получившую 538 долларов от первых инвесторов и ставшую первой «гаражной» компанией в истории Долины.

Штаб-квартира компании действительно располагалась в гараже дома Дейва. Первый продукт, с которым Hewlett-Packard вышли на рынок, был звуковой генератор. Ноу-хау заключалось в простоте и надежности схемы. Генератор был прост и стоил почти в четыре раза дешевле продуктов конкурентов. Одним из первых крупных клиентов молодой компании стал Дисней.

 Фредерик Термэн

 

После возвращения из Гарварда в 1950-х годах Термэн продолжил программу, начатую в тридцатых. Университет владел огромными площадями земли, унаследованными от своего основателя Леланда Стэнфорда. Было решено отдавать земли в аренду частному бизнесу по дисконтным ценам. В 1951 году университет начал строить офисный парк на принадлежащей ему земле. Парк получил название Стэнфордского индустриального парка (Stanford Industrial Park).

Этот комплекс принято считать первым университетским технопарком, целиком сфокусированным на технологии. Для своего времени это была весьма смелая идея. Никто не давал гарантии, что такой масштабный проект окупится и принесёт дивиденды университету. Впрочем, вариантов для использования свободной территории у университета было много: примерно в то же время был построен и фешенебельный Стэнфордский торговый центр. Университет не собирался класть все яйца в одну корзину.

В 1954 году Стэнфорд принял программу кооперативного сотрудничества, которая позволила студентам и аспирантам университета сочетать учебу с работой в местных компаниях. Компании при этом были обязаны оплачивать университету время отсутствия студентов по двойному тарифу.

Это оказалось весьма прибыльным делом и для университета, и для частного бизнеса. Hewlett-Packard перенесли свою штаб-квартиру на территорию университета, убив двух зайцев: фирма сэкономила на аренде офисов и получила доступ к лучшим талантам университета. Программа реально заработала, когда в технопарк переехали «серьёзные» корпорации — General Electric и Lockheed. Кстати, штаб-квартира Hewlett-Packard до сих пор располагается в Стэндфордском технопарке.

 

Указатель штаб-квартиры Hewlett-Packard

No comments:

Post a Comment